Основные направления деятельности надзорных органов МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом новых форм и методов работы
В настоящее время, в целях снижения контрольно-надзорной нагрузки на организации, МЧС России проводится планомерная работа по модернизации осуществляемых надзорных функций. Одним из результатов данной деятельности, является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении Государственного надзора в области гражданской обороны и Федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Соответствующие изменения в законодательство внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г., № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля».
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании утверждённых критериев.
В области гражданской обороны установлено 4 категории риска (с соответствующими критериями), а именно:
- Высокого риска – организации, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, эксплуатирующие критически важные объекты, оборонно-промышленного комплекса. Плановые проверки проводятся один раз в 2 года.
- Значительного риска – организации, отнесенные в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне. Плановые проверки проводятся один раз в 3 года.
- Среднего риска – организации, отнесенные в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 5 лет.
- Низкого риска – все остальные организации, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
а) отнесения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
б) начала эксплуатации организациями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;
в) включения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
г) принятия на баланс организациями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями защитных сооружений гражданской обороны;
д) окончания проведения последней плановой проверки организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах "а" - "г".
В области защиты от чрезвычайных ситуаций установлено 3 категории риска, а именно:
- Высокого риска – организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, эксплуатирующие критически важные объекты, создающие в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Плановые проверки проводятся один раз в 2 года.
- Значительного риска – организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций, включенные (входящие) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Плановые проверки проводятся один раз в 3 года.
- Низкого риска – все остальные организации, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
а) образования (реорганизации) уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) начала эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;
в) вхождения в установленном порядке юридических лиц (их структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей или находящихся в их ведении организаций и структурных подразделений этих организаций в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) окончания проведения последней плановой проверки указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, при отнесении к категориям риска, надзорным органом учитываются результаты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контролю за выполнением требований законодательства в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Так деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежит отнесению соответственно к категории «на ступень ниже» при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП) (при отнесении к категории в области гражданской обороны), статьями 20.5 и 20.6 КРФоАП (при отнесении к категории в области защиты от чрезвычайных ситуаций), выявленного при последней плановой проверке. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежит отнесению соответственно к категории «на ступень выше» при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 КРФоАП (при отнесении к категории в области гражданской обороны), статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 и 20.6 КРФоАП (при отнесении к категории в области защиты от чрезвычайных ситуаций), выявленного при последней проверке.
Необходимо отметить, что по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, орган, осуществляющий Государственный надзор в области гражданской обороны и Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставляет в установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в орган, осуществляющий данные виды надзоров, заявление об изменении ранее присвоенной ему категории риска.