Исторические сведения
Пожарная охрана в Бурятии берет начало в г. Верхнеудинск, важном коммерческом центре Сибири и торговом посреднике между Россией, Китаем и Монголией. Товарооборот проходивших ярмарок составлял сотни тысяч рублей, и происходившие пожары приносили немалые материальные потери. Это вынуждало власти принимать меры борьбы с огнем, прежде всего, указы, распоряжения, наказы, уставы.
Будучи уездным городом Иркутской губернии, Верхнеудинск перенимал передовой опыт соседнего города, в том числе и в области пожарной безопасности. В 1814 г., следуя рекомендациям Иркутского губернатора Н. Трескина, городские власти подписали «Положение о содержании пожарной части в уездном городе Верхнеудинске», где были определены функции и штаты городской полицейской пожарной команды, количество пожарного инвентаря и транспортных средств для них.
Немногим позже возникла пожарная охрана в г. Троицкосавск (ныне г. Кяхта). Как и в большинстве населенных пунктов того времени, в Троицкосавске преобладали деревянные постройки, и часто возникающие пожары причиняли значительный материальный ущерб горожанам. Вопрос о мерах усиления пожарной охраны города специально обсуждался на заседании Троицкосавской Ратуши в 1815 г., где было принято решение построить пожарное депо и учредить городскую пожарную команду. Любопытно, что в знаменитом труде А.П. Чехова «Исторический очерк пожарного дела в России» приводятся сведения именно о Кяхте и Троицкосавске, хотя годы возникновения пожарной охраны там приводятся другие – 1851 г. и 1859 г. соответственно. «Пожарная команда в Кяхте была учреждена в 1851 году… Издержки на обмундирование, провиант и жалованье были отнесены за счет кяхтинского купечества… В 1859 году учреждена команда в городе Троицкосавске».[1]
Являясь важным приграничным торговым пунктом, как и Верхнеудинск, Троицкосавск был средоточием богатого купечества. Вопрос о мерах усиления пожарной охраны города специально обсуждался на заседании Троицкосавской Ратуши в 1815 г., где было принято решение построить пожарное депо и учредить городскую пожарную команду. В дальнейшем, с развитием города, купечество делало крупные пожертвования для развития противопожарной службы; эта обязанность также лежала и на обычных горожанах. Троицкосавск и Кяхта, будучи отдельными населенными пунктами, имели свои пожарные команды, которые содержались за счет городских общественных средств.
Зачатки пожарного дела имелись и в сельской местности. Сведения о состоянии пожарной безопасности поступали от Закаменской инородной управы, Иволгинской сборной избы, Куналейского волостного правления, Баргузинской степной думы, Кульского отдельного общества, Кударинской степной думы, Селенгинской степной думы, Итанцынского волостного правления. Противопожарное оборудование сельских поселений сводилось к наличию в деревнях холодных сараев, лопат, топоров, багров и прочих ручных инструментов. Кроме того, составлялись именные списки сельчан, чтобы каждый явившийся на тушение пожара приносил с собой определенный инструмент. Хотя в силу кочевого образа жизни бурятского населения не всегда такие списки удавалось получить. Так, староста Баргузинской степной думы Х. Цанкиров отвечает, что «… хотя бы и следовало составить имянные списки о инородцах – кто с чем должен являться на пожар но как ведения сей думы инородцы не имея, по русскому обыкновению постоянного жительства по образу своей жизни перекочевывают с места на место… составить имянные списки непочему».
«Огнегасильные» машины были только в городах – Верхнеудинске и Троицкосавске. Боевой одежды у пожарных не было – на тушение они выезжали в собственной одежде.
С принятием официальных документов (положения о пожарных частях, протоколы городских и общественных советов) ситуация с противопожарной безопасностью улучшилась – были построены пожарные депо, водонакопительные емкости, увеличена численность работников, возросли суммы на содержание и приобретение нового пожарного оборудования. Необходимо отметить, что в Бурятии в XIX – начале XX в. существовала огромная диспропорция в снаряжении пожарным оборудованием между городом и деревней.
Между тем пожары в Бурятии продолжали иметь место. Так, весной 1845 г. в центре Троицкосавска прошел сильный пожар, бушевавший несколько дней. Огонь уничтожил все запасы хлеба, купечество понесло большие убытки. Был составлен целый реестр сгоревшего имущества: сотни частных домов, Гостиный двор, мелочный рынок, воинское помещение для учений нижних чинов. Этот пожар, вероятнее всего, послужил толчком для начала строительства каменных зданий в целях пожарной безопасности. Строительство каменных торговых рядов в центре города было начато в 1847 г. и завершено в 1853 г. В этот же период между деревянными усадьбами появляются противопожарные стены – «брандмауэры», которые сохранились до наших дней не только в Кяхте, но и в Улан-Удэ.
Однако самый опустошительный и печально известный дореволюционной Бурятии пожар произошел в Верхнеудинске летом 1878 г. Пожар, начавшийся в усадьбе купца Аарона Лазаревича Самсоновича (ныне ул. Ленина, 23), продолжался более 3 суток. От пожара пострадала вся центральная часть города, сгорело 87 усадеб, все магазины, примыкавшие к базарной площади, здание полиции и деревянное пожарное депо. После пожара на месте сгоревшего деревянного депо в сентябре этого же года в спешном порядке было построено и введено в действие новое одноэтажное каменное здание.
Несмотря на последствия, эти разрушительные пожары дали новый толчок развитию пожарного дела Бурятии, – отношение к пожаробезопасности стало меняться, было принято множество постановлений, указов и инструкций, направленных на борьбу с огнем.
Одним из основных факторов, способствовавших зарождению пожарной охраны в Бурятии, стало геополитическое расположение республики. Первые города республики – Верхнеудинск и Троицкосавск – представляли собой важные торгово-коммерческие центры Восточной Сибири. Защита от пожаров имела едва ли не приоритетное значение для богатого и предусмотрительного купечества, что в конечном итоге положительно сказалось на развитии пожарной охраны Бурятии в целом. Процесс создания профессиональной пожарной охраны республики напрямую был связан с развитием пожарного дела в России. Основное влияние на формирование организационно-штатной структуры, противопожарного вооружения и кадрового состава оказывала Иркутская губерния, в чьем административном подчинении находилась тогда Бурятия.
В XIX в. в Верхнеудинске финансирование пожарного дела осуществлялось путем прогрессивного налогообложения, т.е. пожарная команда содержалась за счет денежных средств, собираемых с жителей города. Примечательно, что содержание пожарной команды поручалось одному из состоятельных людей города по контракту, заключенному с городской Управой. Необходимо отметить два ключевых момента в кадровом комплектовании пожарной охраны того времени – во-первых, появление военных в пожарных командах; во-вторых, использование ссыльных, характерное для регионов Сибири.
Завершение оформления организационной структуры пожарной охраны Бурятии относится к концу XIX в. В это время были определены штатные нормативы, началось строительство пожарных депо для пожарных команд, узаконились подчиненность и финансирование пожарных служб, складывается типовая структура пожарной команды. В этот же период стали создаваться добровольные пожарные общества, ставшие серьезным подспорьем в деле противопожарной обороны.
[1] Чехов А.П. Исторический очерк пожарного дела в России. СПб., 1892. С. 169-170.