1. Метеорологическая обстановка:
ПО ДАННЫМ БУРЯТСКОГО ЦГМС – ФИЛИАЛА ФГБУ «ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ УГМС» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ НЕ ПРОГНОЗИРУЮТСЯ.
18 февраля по республике: по Прибайкалью местами небольшой снег, по остальной территории погода преимущественно без осадков, утром в населенных пунктах морозная дымка. Ветер восточный 5-10, местами 9-14 м/с, поземка. Температура ночью -29,-35, при ясном небе по юго-западным, центральным и северным районам -40,-45, по Прибайкалью, южным районам при облачности -22,-27, днем -15,-20, по Прибайкалью и южной половине республики местами -9,-14, по северным районам -21,-26.
По г. Улан-Удэ: преимущественно без осадков. Ветер восточный 8-13 м/с. Температура ночью -29,-31, днем -18,-20.
На дорогах города и республики снежные накаты!
2. Обстановка на объектах ТЭК и ЖКХ:
Сохраняется вероятность возникновения аварий на объектах ТЭК и ЖКХ. Наибольший риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с износом систем теплоснабжения прогнозируется на территории: Кабанского, Муйского и Баунтовского районов и г. Улан-Удэ (износ 69%).
3. Дорожно-транспортные происшествия:
На территории республики сохраняется вероятность возникновения ДТП. Наибольшее количество ДТП прогнозируется на территории г. Улан-Удэ, Иволгинского, Кабанского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Прибайкальского, Селенгинского, Тарбагатайского и Тункинского районов в связи с наличием на них максимального числа опасных участков.
Справочно: Общая протяженность автодорог на территории Республики Бурятия составляет 12675 км , в т.ч. 10743 км с твердым покрытием. Сеть федеральных дорог республики составляет – 827,6 км (6,5 %). Основу автодорожной сети республики Бурятия составляют 3 федеральные автомобильные дороги:
М-55 «Байкал» (Иркутск-Улан-Удэ-Чита) протяженностью А-164 (Култук-Монды) в пределах территории республики - 180 км.;
А-165 (Улан-Удэ-Кяхта) протяженностью
Федеральные автомобильные дороги наиболее загруженные. Вдоль них проживает основная часть населения республики и наиболее развита экономическая деятельность. Федеральные дороги проходят по 8 районам Республики Бурятия: Кяхтинский, Селенгинский, Иволгинский, Тарбагатайский, Мухоршибирский, Тункинский, Прибайкальский, Кабанский и по г. Улан-Удэ.
Наибольшее количество ДТП возможны в следующих районах:
В Кабанском и Прибайкальском районе: на федеральной трассе М-55 возможно скопление транспортных средств до 100 единиц, в том числе до 3 единиц рейсовых автобусов междугородних маршрутов и до 175 пассажиров. Возможно снижение машинопотока. Снижение скорости движения машинопотока до 25-30 км/ч , при средней скорости движения машинопотока до 80 км/ч . (Автодорога 1-а рядная, 2-х полосная, покрытие – асфальт, протяженность по республике 428 км .).
Наиболее опасные участки трассы М-55: в Кабанском районе 311-313км, 326-327 км , в Прибайкальском районе: 337км, 337-338км.
На участках 337, 337-Для ликвидации последствий приведена в готовность группировка сил и средств:
- Кабанский район – 89 ед. техники, 151 человек (ДРСУ 87ед. техн./141 чел., ГИБДД 1ед. техн/4 чел, СМП 2ед. техн/ 6 чел.).
- Прибайкальский район – 28 человек ,15 ед. техники (ДРСУ 8ед. техн./15 чел., ГИБДД 4 ед. техн/8 чел, СМП 3ед. техн/ 6чел.).
Для ликвидации последствий приведена в готовность группировка сил и средств, (время готовности – 10 минут):
Всего – 179 чел., 104 ед. техники.
4. Лавиноопасная обстановка:
Северобайкальский район Республики Бурятия:- перевал Даван-Гоуджекит ж/д БАМ (1015-
- долина реки Ангаракан ж/д БАМ (1345-
Муйский район Республики Бурятия:
- в 13км северо-восточнее п. Ирокинда -
Памятка о правилах поведения в горах в зимний период и в случае возникновения лавин
Снежная лавина - это тяжелая масса, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор. Как правило, сход снега происходит со склонов крутизной более 30°, если склон без кустарника и деревьев - при крутизне более 20°. При крутизне более 45° лавины сходят практически при каждом снегопаде.
Перед выходом на маршрут следует помнить, что влияние на устойчивость снежных масс оказывают: сильный снег, метель, дождь, оттепели или приход теплых ветров, повышение влажности воздуха, а также наступление холодов после теплой погоды.
В связи с этим необходимо узнавать погоду за день-два до начала путешествия, а также уточнить лавиноопасную обстановку в Центре лавинной безопасности, либо спасательном ведомстве.
Также перед выходом на нитку маршрута следует зарегистрироваться в БРПСС по телефону (83012) 230355.
Меры безопасности на маршруте
Во время передвижения по горам необходимо:
- двигаться по возвышенным местам, наветренным склонам или хребтам;
- выбирать маршрут подальше от лавиноопасных склонов;
- избегать подветренных склонов, особенно на которых есть снежные карнизы;
- пересекать лавиноопасный склон по одному, как можно выше по склону и в длинной связке;
- передвигаться строго след в след, соблюдая тишину;
- при возвращении, использовать ту же тропу, идя след в след;
- перед переходом через опасную зону подготовить рюкзак и палки к быстрому сбрасыванию при возможном сходе лавины;
- пересекать лавинные коридоры надо на большой скорости, и лучше всего поочередно;
- прислушиваться к потрескиваниям, хлопкам и другим шумам, которые могут предупредить о начале схода лавины;
- находясь на дне долины или рядом с лавиносбором, держаться подальше от лавиноопасных участков;
- избегать перегруженных снегом подветренных склонов;
- изучить ландшафт и его особенности для выделения безопасных территорий;
- избегать лавиноопасных склонов, которые заканчиваются обрывами, где есть вероятность схода «прыгающих» лавин.
Если нет возможности обойти опасный участок, следует:
- подготовиться к спуску или переходу (застегнуть одежду, ослабить лямки рюкзака и пояс, снять ремешки лыжных палок с рук).
- проверить исправность спасательного снаряжения;
- всегда надевать и включать на «передачу» бипер, а также брать с собой лавинные шнур, лопату, щуп;
- пересекать склон по одному, пока остальные наблюдают с безопасного участка;
- отказаться от перехода по лавиноопасному склону в короткой связке;
- перемещаться быстро с одного безопасного участка на другой, чтобы сократить время пребывания на опасном склоне;
- использовать один и тот же спусковой коридор или тропу при подъеме, чтобы не повредить снежную толщу и сократить время нахождения на опасном участке.
Необходимое снаряжение:
Находясь на маршруте, группа должна иметь при себе все необходимое для проведения спасательных работ:
- лавинные приемопередатчики и шнуры
- лавинные зонды
- лавинные лопаты
- аптечку первой помощи
- портативные радиостанции
- средства для транспортировки пострадавших
- бинокль
- электрические фонари
Следует помнить, что лавины представляют реальную угрозу для людей в горах. С целью уменьшения степени риска необходимо знать и соблюдать правила поведения в лавиноопасных районах.
Правила поведения при сходе лавины:
- Если лавина оторвалась недалеко от человека, и нет возможности уйти от нее, необходимо быстро закрепиться на месте с помощью ледоруба, альпенштока, лыжной палки, воткнув их в снег. Расположить тело вдоль пути движения снега, пропуская его мимо себя.
- Если лавина оторвалась далеко от человека и есть несколько секунд до ее прихода, необходимо незамедлительно покинуть опасную зону и уйти в укрытие.
- Если лавина все же захватила человека, необходимо защитить органы дыхания от снежной пыли: закрыть нос и рот ладонями, шарфом, шапочкой, рукавицами, попытаться расположить тело вдоль снежного потока и удержаться на поверхности снежной массы. После остановки лавины следует сделать быструю попытку самостоятельно выбраться из снежного плена, пока снег не затвердел. Если это не удалось сделать, нужно расчистить пространство вокруг лица и грудной клетки для обеспечения и облегчения дыхания.
- Здоровье и жизнь людей в лавине зависят от многих факторов, среди которых первостепенное значение принадлежит оперативному проведению поисково-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим. Это обусловлено тем, что температура тела человека, находящегося под снегом, снижается в среднем на 3 градуса в час. Самыми эффективными для оказания помощи являются первые три часа после схода лавины. Каждый последующий час резко снижает шансы пострадавших на благополучный исход. После 3 часов пребывания в снежном плену почти 90% пострадавших погибает.
- Следите за человеком, смотрите, куда его уносит лавина. Быстрота ваших действий решает все! Если человек исчезает под движущимся снегом, не отрывайте глаз от массы снега, в которой он находится, возможно, он под поверхностью на этом участке.
Алгоритм действий свидетелей схода лавины, под которую попали люди:
- Прежде чем начать искать, удостоверьтесь, что нет опасности схода ещё одной лавины, и позаботьтесь о маршруте отступления. Затратьте несколько минут на то, чтобы продумать операцию спасения.
- Свяжитесь со спасателями, сообщите о случившемся и месте схода лавины.
- Отметьте точки, где пострадавший попал в лавину, и где он еще был виден над поверхностью снега. Ниже поищите другие «улики» движения человека, такие, как торчащая из-под снега лыжа, шапка или маска. Восстановите у себя в голове траекторию движения пострадавшего.
- Не паникуйте! Вы - единственный шанс пострадавшего на спасение. Оставайтесь на этом участке и ищите.
- Если у пострадавшего был при себе лавинный бипер, начните поиск по стандартному плану, удостоверившись, что ваш бипер включен на приём. Также необходима лопата, чтобы быстро откопать человека.
- Если у попавшего в лавину не оказалось бипера, то следует прощупать места, где вероятнее всего может находиться пострадавший. Например, участок с наибольшим отложением снега, перед открытым препятствием - деревом или камнем или участок в месте поворота лавинного потока.
- Если человек не найден после визуального поиска и прощупывания, начните более частое прощупывание на самых вероятных участках. Группе следует встать горизонтальной цепочкой плечом к плечу. Щупы следует держать вертикально и прямо перед собой, чтобы расстояние между ними было равно 60 см .
Поднимайтесь вверх по склону на 60 см с каждым шагом. Продолжайте такое прощупывание, пока есть надежда найти человека живым.