Телефон доверия
8 (3012) 39-99-99

Мониторинг правоприменения Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия за 1 полугодие 2015 года

В соответствии с Планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2015 г., Главное управление МЧС России по Республике Бурятия проанализировало нормативные правовые акты в области Государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации и пришло к следующим выводам:

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации осуществляется путем установления общих правил деятельности и ответственности за их соблюдение. Правовые основы государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации устанавливаются рядом нормативных и правовых актов, основными из них являются:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;

3. Приказ Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 «Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации»;

4. Приказ Министра обороны РФ от 24.09.2004 № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации».

Воздушный кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом воздушного законодательства. За весь период существования Воздушного кодекса Российской Федерации в него внесено около двадцати изменений.

В тоже время значительная часть статей Воздушного кодекса Российской Федерации имеет бланкетный характер (т.е. недостающие нормы права восполняются из другого акта). Иными словами, Кодекс, по сути, не является Кодексом, т.к. ничего не кодифицирует и практически непосредственно не применяется. Данная проблема также касается и правовых актов изданных во исполнение Воздушного кодекса, что порождает затруднения в правоприменительной практике.

Самое существенное противоречие - между нормой преамбулы о том, что Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, и нормой статьи 137 о применении норм Кодекса исключительно к гражданским правоотношениям. Вместе с тем регулирование использования воздушного пространства - это административно-правовая область, основывающаяся на нормах статьи 71 Конституции Российской Федерации об исключительной сфере ведения Российской Федерации.

В Воздушном кодексе не предусмотрено специальных положений по беспилотной авиации. Но беспилотная авиация имеет свои особенности, что требует корректировки формулировок постатейно.

В свете проводимой административной реформы вопросы контроля и надзора в области применения воздушного пространства приобретают все большую значимость.

Несмотря на то, что понятия контроля и надзора широко применяются в законодательной и исполнительной практике, в том числе в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте, до сих пор четкие критерии их разграничения отсутствуют. Более того, в большинстве нормативных правовых актов эти понятия употребляются как равнозначные. В данном случае Воздушный кодекс Российской Федерации, не исключение, согласно статье 18.1., которого контроль и надзор рассматриваются как равнозначное понятия.

Однако следует согласиться с рядом ученых и практиков в том, что разграничение этих понятий является очень важным.

Так, контролю присуще не только установление законности, но и обеспечение эффективности, а в некоторых случаях - целесообразности совершаемых действий. Это обстоятельство очень важно с точки зрения совершенствования действующей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность авиации и использования воздушного пространства, особенно в тех случаях, когда точное исполнение правил в конечном счете отрицательно влияет на производственный процесс.

Целью же надзора, как правило, является установление соблюдения действующей нормативной правовой базы. Отсюда возникает вполне обоснованный запрет на вмешательство государственного органа при осуществлении надзора в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора.

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений